http://many.oper.ru/lib.read,29


Многим из нас приходилось заниматься регистрацией своих транспортных средств в ГАИ после покупки, снимать с учета перед продажей, восстанавливать документы или номерные знаки. Но есть люди, которых эти проблемы коснутся впервые, и именно им адресована эта статья. Впрочем, и некоторым бывалым не будет лишним получить дополнительную информацию по теме общения владельца транспорта с сотрудниками регистрационных подразделений ГАИ.

Деятельность ГАИ в части регистрации транспортных средств регулируется Приказом МВД РФ ?59 от 27.01.2003 года, который вводит 'Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним', и в дальнейшем именно на этот документ я и буду ссылаться.

В первую очередь, каждый владелец должен знать, что любое регистрационное действие, за исключением снятия с учета 'в утиль', требует предоставления транспортного средства для осмотра в МРО (межрайонное регистрационное отделение) ГАИ. Случается так, что транспортное средство предоставить затруднительно - для мотоциклистов это особенно знакомо: многие покупают мотоциклы зимой, и исполнить обязанность по регистрации мотоцикла в течение пяти дней с момента покупки представляется крайне затруднительным. В этом случае существует два пути - либо грузить мотоцикл в грузовик или автобус и везти на регистрацию, либо вызвать на место стоянки инспектора ГАИ, который оформит акт осмотра транспортного средства по месту стоянки, с этим актом в течение 20 суток можно обращаться по поводу регистрации транспортного средства без его предоставления. Второй вариант предпочтительнее в случае, когда транспортное средство находится, например, в другом городе. Вызов инспектора будет стоить каких-то денег, уточнить стоимость этой услуги и порядок действий для вызова инспектора можно в районном отделе ГАИ или в регистрационном подразделении ГАИ по месту нахождения транспортного средства.

Если случилось так, что по каким-либо причинам вы не успели в установленный законом срок зарегистрировать приобретение - вам грозит ответственность по ст. 19.22 КоАП РФ, которая за нарушение правил регистрации транспортных средств предусматривает наложение взыскание в виде предупреждения либо штрафа в размере 0,5 МРОТ (50 рублей). Хочется особо отметить, что указанное взыскание должно налагаться в таком же порядке, что и взыскания за нарушения Правил дорожного движения: поскольку сумма штрафа не превышает 1 МРОТ (100 рублей), в случае, когда привлекаемое к ответственности лицо не оспаривает допущенное нарушение, штраф взимается на месте обнаружения административного правонарушения, с выдачей квитанции установленного образца (ст. 28.6 ч.1 КоАП РФ). Однако, на практике, сотрудники милиции нарушают право граждан на уплату суммы штрафа на месте совершения или обнаружения административного правонарушения, и требуют оплатить сумму штрафа через Сбербанк. Если для вас нет принципиальной разницы в способе уплаты штрафа и вы готовы оплатить штраф через Сбербанк - у вас есть право это сделать в течение 30 суток с момента вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ст.32.2 ч.1 КоАП РФ). К сожалению, как уже было сказано выше, наши правоохранители в доскональном знании законов и, тем более, в доскональном следовании им не замечены, и поэтому в МРО, например, города Санкт-Петербурга сложилась порочная практика - при обнаружении сотрудником МРО пропуска срока регистрации, владельцу предлагается уплатить административный штраф в Сбербанке без оформления каких-либо документов о наложении взыскания. При этом подразумевается, что регистрационные действия до момента предоставления квитанции об уплате суммы штрафа осуществляться не будут. Это - вопиющее нарушение административного закона и правил регистрации транспортных средств, и об этом не надо стесняться сообщать нерадивым милиционерам.

В 'Правилах регистрации:' приводится исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены в регистрационное подразделение для совершения регистрационных действий. Это:

- заявление об осуществлении регистрационных действий;

- общегражданский паспорт;

- документ, уполномочивающий гражданина совершать регистрационные действия от имени собственника транспортного средства (доверенность);

- свидетельство о регистрации транспортного средства (если есть);

- паспорт транспортного средства (ПТС);

- документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство (справка-счет, договор купли-продажи, документы, выданные таможенными органами при ввозе транспортного средства - при постановке на регистрационный учет;

- государственные регистрационные знаки транспортного средства либо знаки 'Транзит';

- полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- квитанции об уплате сборов за регистрационные действия.

Мне не раз доводилось заниматься постановкой и снятием с учета различного транспорта в МРО города Санкт-Петербурга, и я не раз обращал внимание сотрудников МРО на то, что некоторые их требования относительно формы представляемых документов, а также сам факт требования документов, не указанных в 'Правилах регистрации:' - незаконны. Так, однажды я обратился в МРО Приморского района по поводу постановки на учет мотоцикла от имени своего приятеля - он попросил меня сделать это за него. У нас не было времени на оформление нотариальной доверенности, и, учитывая тот факт, что законом не запрещено представлять интересы собственника транспортного средства при его регистрации в ГАИ на основании доверенности в простой письменной форме, мы решили обойтись без нотариуса. Была составлена доверенность в простой письменной форме, в которой, помимо полномочий управлять и распоряжаться транспортным средством, было и указано право поверенного совершать регистрационные действия в ГАИ.

Разумеется, сотрудники МРО пытались отказать в производстве регистрационных действий при наличии доверенности в простой письменной форме. Однако, был затребован письменный мотивированный отказ в совершении регистрационный действий, и, поскольку мотивировать такой отказ ничем, кроме незнания действующего законодательства, было нечем, мотоцикл благополучно зарегистрировали.

Кроме не основанного на законе требования о предоставлении нотариальной доверенности, я столкнулся с тем, что от граждан, обращающихся в МРО, требуют предъявлять оригинал или копию свидетельства о присвоении индивидуального номера налогоплательщика (ИНН). Это требование также незаконно.

Довольно часто приходится наблюдать и результаты предприимчивости руководителей МРО: сотрудники, принимающие либо выдающие документы гражданам, требуют делать копии, например, полиса ОСАГО либо свидетельство о присвоении ИНН, либо ПТС, при этом в здании, помещении МРО или поблизости от него работает скромный гражданин с копировальным аппаратом. Всего лишь рублей за 10 вам могут сделать копию любого документа. Сразу хочу сказать: требование каких бы то ни было копий - незаконно, поскольку в 'Правилах регистрации:' установленная обязанность по предоставлению гражданами копий отсутствует.

Существует и широко распространена практика удержания ПТС в случаях, когда транспортное средство приобретено после снятия с регистрационного учета в другом регионе России, либо когда оно впервые регистрируется за гражданином после ввоза в страну, до окончания проверки транспортного средства. Такое удержание - незаконно, так как не установлено 'Правилами регистрации:', владелец транспортного средства, в случае отказа добровольно выдать паспорт транспортного средства, может и должен жаловаться на действия сотрудников МРО их руководству или в суд.

Следует коснуться и вопроса оформления самой сделки купли-продажи транспортного средства. Исходя из положений гражданского законодательства, которым регулируются имущественные отношения граждан, сделки купли-продажи транспортных средств не подлежат государственной регистрации, и, следовательно, переход права собственности на транспортные средства никоим образом не зависит от регистрации транспортных средств в ГАИ. Собственно, регистрация транспорта в ГАИ осуществляется в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и их учете, не оказывая при этом влияния на имущественные права собственников. К настоящему моменту подавляющее большинство сделок купли-продажи транспортных средств заключаются через комиссионные магазины, где купля-продажа оформляется так называемой справкой-счет. Необходимо отметить, что распространение бланков таких справок - статья дохода МВД, именно этим и объясняется тот факт, что ГАИ до сих пор приветствует оформление купли-продажи именно через комиссионные магазины. При оформлении справки-счет комиссионные магазины взимают немаленькую плату, которая дифференцирована исходя из года выпуска транспортного средства. Лично мне такая дифференциация не очень понятна - выписывая документ на старенький 'Москвич' или на новую иномарку сотрудник комиссионного магазина тратит абсолютно одинаковые усилия. Но справке-счету есть альтернатива, предоставленная гражданам законом - это договор купли-продажи. В законе не установлено, что договор купли-продажи обязательно должен быть заверен нотариусом, нотариальная форма договора купли-продажи допускается только лишь по соглашению (желанию) сторон, поэтому, наряду с нотариальной формой договора, может применяться и простая письменная форма. Соответственно, отказ регистрационного подразделения ГАИ в совершении регистрационных действий по причине того, что договор купли-продажи составлен в простой письменной форме (при условии соблюдения требований закона, предъявляемых к договорам) - незаконен.

Не так давно Верховный суд России своим решением NoГКПИ 2003-635 от 10.10.2003 г. отменил норму об обязательном снятии транспортных средств с регистрационного учета в ГАИ перед продажей, установленную ранее МВД. Теперь собственник автомобиля или мотоцикла, решивший продать свое транспортное средство может не подвергать себя риску не найти покупателя в течении срока действия транзитных номерных знаков и, впоследствии, стоять в очереди за отметкой о продлении срока действия знаков. Транспортное средство может быть снято с регистрационного учета уже после заключения сделки продажи транспортного средства.

В заключение, хочу отметить следующее. Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда государственные чиновники отказывали в выдаче каких-либо документов, производстве каких -либо действий, однако очень немногие находят в себе силы задавать вопрос - на каком, собственно, основании получен отказ. Любой чиновник за каждое свое действие обязан дать ответ - на основании какого нормативного акта он действует. Такой ответ каждый гражданин, если действиями должностного лица затрагиваются его права и интересы, вправе потребовать в письменном виде. В полной мере это относится и к взаимоотношениям граждан и регистрационных подразделений ГАИ. Если вы считаете, что отказ в совершении регистрационных действий неправомерен, или сотрудники МРО действуют за пределами тех полномочий, которые даны им законом - вы вправе потребовать объяснений в письменном виде, требовать выдачи мотивированного письменного отказа в совершении регистрационных действий. Требование о выдаче письменного отказа можно оформить в виде отдельного заявления на имя начальника МРО.

Даже если вы просто сомневаетесь в законности действий должностных лиц МРО - письменный и мотивированный ответ развеет ваши сомнения.

Удачи на дорогах!

© Many ( http://many.oper.ru/ )