Автомобильные проблемы

Выезд на полосу встречного движения

 

 

В последнее время в интернете на различных автомобильных сайтах и конференциях можно встретить бурное обсуждение ч. 3 ст. 12.15  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), вступившего в силу с 1 июля 2002 года. Напомню: упомянутая статья предусматривает административную ответственность (вплоть до лишения права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев) за выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения...

Для началадавайте разберемся с терминологией. Под обгоном понимается опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы другого транспортного средства (п. 1.2 ПДД). При этом, как видно из определения, не имеет значения использовалась ли полоса встречного движения или опережение происходило в пределах «своей» половины проезжей части, с какой относительно опережаемого транспортного средства – справа или слева – выполнялся маневр. Показателем того, что обгон состоялся, является сам факт опережения. Движение транспортных средств по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней полосе, не считается обгоном. Полоса движения - это любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Идем дальше. Порядок выполнения обгона и условия, при которых он запрещен, установлены разделом 11 и частично разделом 9 Правил дорожного движения. В частности, обгон запрещен на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; на железнодорожных переездах и ближе 100 м перед ними; транспортного средства, производящего обгон или объезд, и в других случаях.

Обгон с выездом на полосу (сторону) встречного движения представляет наибольшую сложность, поскольку в условиях ограниченной видимости возможно столкновение со встречными транспортными средствами. В этой связи и существуют дополнительные ограничения на осуществление обгона с выездом на полосу встречного движения. Такой обгон, кроме упомянутых выше случаев, запрещен на регулируемых перекрестках, в конце подъема и на других участках дороги с ограниченной видимостью (п. 11.5 ПДД).

Нарушение правил обгона с выездом на полосу встречного движения квалифицируется по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ как выезд на сторону дорогу, предназначенную для встречного движения, когда это запрещено. «Запрещено» в данном случае следует толковать буквально, руководствуясь классическим принципом: «Разрешено все то, что прямо не запрещено законом». Все запрещения выезда на полосу встречного движения изложены в приведенных пунктах Правил дорожного движения, а, значит, ч. 3 ст.12.15 отсылает именно к ним.

Поэтому составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.15 КоАП, следующие:

Объект – дорожное движение.

Субъектами данных правонарушений являются водители механических транспортных средств. (Соответствующие действия лиц, управляющих мопедами, велосипедами, либо возчиков должны квалифицироваться по ст. 12.29 КоАП).

С субъективной стороны правонарушения возможны как при наличии умысла, так и в некоторых случаях по неосторожности. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных действий, хотя при решении вопроса об ответственности по ч. 3 статьи, думается, что она должна учитываться.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного, в частности, ч. 3 статьи, выражается в несоблюдении запрета Правил дорожного движения о выезде на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения (т.е. в несоблюдении п. 9.2, 9.3, 9.6 или 11.5 ПДД).

И тут на практике возникает вопрос: квалифицируется ли по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ пересечение сплошной линии разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений? Ведь данная линия разметки обозначает границы проезжей части, въезд на которые также запрещен (cм. "Дорожная разметка и ее характеристики по ГОСТ Р 51256-99 и ГОСТ 23457-86"). Во-первых, давайте снова обратимся к определению полосы движения. Как уже говорилось выше, полоса движения в соответствии с п. 1.2 ПДД может как обозначаться разметкой, так и не обозначаться. Разметка, в свою очередь, устанавливает определенные режимы и порядок движения и является одним из важнейших средств организации дорожного движения. Поэтому и запрет на обгон с выездом на полосу встречного движения может содержаться как в определенном пункте ПДД, так и в требованиях разметки. Соответственно, пересечение сплошной линии разметки - это уже несоблюдение требований разметки, а не несоблюдение запрета о выезде на полосу встречного движения. Значит, такое правонарушение должно квалифицироваться по ст. 12.16 КоАП РФ, которая так и называется: "Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги". Таким образом, ст. 12.16 КоАП распространяет свое действие на случаи несоблюдения предписаний знаков и разметки, а ч. 3 ст.12.15 - на случаи несоблюдения предписаний (в виде прямых запретов) Правил дорожного движения относительно выезда на полосу встречного движения.

В заключение обращаю ваше внимание и на то, что по статье 12.15 КоАП квалифицируются как те нарушения ПДД, которые не привели к ДТП (к материальным вредным последствиям), так и те, в результате которых совершено ДТП с материальным ущербом. Однако если в результате нарушения правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона совершено ДТП, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью потерпевшего или смерть людей, то действия водителя не могут квалифицироваться по настоящей статье. В зависимости от наступивших последствий они должны квалифицироваться либо по ст. 12.24 КоАП, либо по ст.264 УК РФ.

Составляют протоколы и рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, должностные лица органов внутренних дел (милиции). Что касается дел, предусмотренных ч. 3 статьи, то они рассматриваются также судьями (в тех случаях, если должностное лицо органов внутренних дел, к которому поступило дело, передает его на рассмотрение судье). При этом дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а остальные дела – мировыми судьями.

----------

Использованная литература:

Россинский Б.В. Административная ответственность за нарушения в области дорожного движения: Постатейный комментарий. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - Инфра-М), 2002. - 352 С.