Автомобильные проблемы

Регулирование отношений между ГИБДД и водителями на дорогах

http://www.gibdd.ru/

Транскрипт пресс-конференции начальника отдела административной практики и дознания ГУ ГИБДД МВД России, полковника милици Владимира Викторовича КУЗИНА

 

 

 

От автора сайта: Предлагаю вашему вниманию очередной материал на актуальную нынче тему "Новый Кодекс об административных правонарушениях". Вначале я планировала оформить данное интервью юридическими комментариями, но посчитала, что все-таки правильнее будет представить его на сайте в оригинальном варианте. Думаю, постоянные посетители раздела "Автомобильные проблемы" сумеют сделать правильные выводы относительно толкования правовых норм, и даже ошибочные суждения сотрудников ГИБДД по поводу тех или иных положений нового кодекса не собьют вас с толку.


11 июля в московском пресс-центре компании "ИнтернетМедиаКом" (www.imk.ru) состоялась пресс-конференция на тему "Регулирование отношений между Госавтоинспекцией и водителями на дорогах России".

В пресс-конференции принял участие Владимир Викторович Кузин - начальник отдела административной практики и дознания ГУГИБДД МВД России, полковник милиции.

(Стенограмма дается с сокращениями)

ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте. В эфире пресс-центр ИМК-Москва, и я, Вероника Борисенкова, приветствую всех, кто сегодня принимает участие в нашей пресс-конференции как в московской, так и в региональных пресс-центрах. Прежде чем начать пресс-конференцию, мне хотелось бы проанонсировать ближайшее мероприятие. Завтра, 12 июля, в 13 часов по московскому времени у нас пройдет пресс-конференция на тему «Государственное регулирование экономики. Развитие малого бизнеса» с заместителем председателя Комитета Совета Федераций по экономической политике предпринимательству и собственности Виктором Добросоцким. Трансляция сегодняшнего вещания осуществляется через систему спутниковой связи "Гелиоснет" компании "Вэб Медиа сервисэз".

Тема сегодняшней пресс-конференции «Регулирование отношений между Госавтоинспекцией и водителями на дорогах». Естественно, в ходе пресс-конференции мы обязательно затронем действующий с 1 июля новый Административный кодекс, потому что во многом он и регулирует отношения между Госавтоинспекцией и водителями. Как работается по новому Кодексу сотрудникам ГИБДД, что ожидает автомобилистов на дорогах, что нужно сделать для того, чтобы количество дорожно-транспортных происшествий сокращалось, что нужно вообще изменить в законодательной базе. На эти и многие другие вопросы сегодня любезно согласился ответить начальник отдела административной практики и дознания Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения РФ Кузин Владимир Викторович. Здравствуйте, Владимир Викторович, мы не можем с вами не говорить о новом Административном кодексе, который вступил в силу с 1 июля, как вы к нему относитесь? Мнения были очень противоречивые, и я вам даже приведу цитату Владимира Федорова, он отметил, что с введением нового Кодекса в ГИБДД практически не осталось реальных рычагов давления на злостных нарушителей. Как вы к этому относитесь?

КУЗИН: Вы знаете, это выдержка из цитаты Владимира Александровича Федорова. В целом я отношусь положительно к новому закону, и все службы в целом относятся к закону положительно. Почему? Потому что он все-таки воспринял все то, что возникло в нашем государстве с момента становления на протяжении 11 лет. Естественно, старое законодательство давно надо было менять. Оно не соответствовало той действительности, которая сложилась. В первую очередь, естественно, закон направлен на защиту прав граждан, и это стоит отметить и должно быть в законе именно так построено. Он будет четко регулировать взаимоотношения между участниками движения. Потому что Кодекс охватывает большую сферу деятельности. Поэтому он четко прописал те положения, за которые граждан должны привлекать к административной ответственности и четко регулировать те процессуальные нормы, которые могут применяться при данных нормах Кодекса, и поэтому мы считаем, что принятие этих мер закона, несмотря на те издержки, которые он с собой несет, это в общем-то шаг вперед.

ВЕДУЩАЯ: А наш ваш взгляд, введение нового Кодекса приведет к снижению общего объема взыскиваемых штрафов на дорогах? Я опять приведу цитату Владимира Федорова, он вообще пообещал, что цифра уменьшится с 98 до 35%.

КУЗИН: Это не обещание. Это прогноз. Действительно, с учетом тех норм Кодекса, которые в нем заложены, и с учетом их анализа мы сделали такой прогноз: действительно, в силу того, что ранее мы взыскивали штраф на уровне примерно 97-98 % за счет изъятия удостоверения, то по новому Кодексу, поскольку вопрос изъятия удостоверения резко ограничен только 10-ю составами, то, учитывая "законопослушание" наших граждан, можно предположить, что добровольно штрафы, к сожалению, платить не будут. И поэтому взыскивание штрафов упадет примерно до такой цифры.

ВЕДУЩАЯ: А как вы считаете, новый Кодекс он сможет повлиять на качество вождения наших водителей и на уменьшение ДТП?

КУЗИН: Кодекс вообще направлен на деление каких-то правоотношений. Поэтому данный закон точно также направлен на регулирование отношений между правонарушителем и правоприменителем. Поэтому новый закон прописывает четко те нормы, за которые установлена ответственность. Если в старом законе у нас предусматривались общие нормы, а ответственность была одна, то теперь законодатель пошел по другому путии инспекторам ДПС проще устанавливать ответственность за конкретное нарушение пункта правил. Что же касается пресечения грубых правонарушений, то здесь вы абсолютно правильно сказали, процитировав Владимира Александровича Федорова. К сожалению, норма, которая существовала, предусматривающая ответственность за грубое, злостное совершение нарушения Правил дорожного движения, систематическое нарушение, она, к сожалению, ушла из положений нового законодательства, оставив только в качестве тягчайшего принципа вину обстоятельства, поэтому мы предполагаем, что злостные нарушители, к сожалению, в должной мере не понесут той ответственности, которую они должны были бы понести.

ВЕДУЩАЯ: Владимир Викторович, а что бы вы лично изменили в новом Кодексе, может быть, что-то добавили и убрали? Как вы считаете, какие-то очевидные недоработки, или очевидные противоречия есть в новом Кодексе?

КУЗИН: Он не лишен недостатков. В нем много недоработок. Есть чисто внутренние противоречия между нормами буквально устанавливающими нормы, я назову … которые находятся в главе 12 - это 12.35 и 12.36. Они абсолютно стоят рядом и тем не менее они просто-напросто дублируют друг друга. Возьмем другую норму, которая не дает примечания к статье 12.19 по парковке - ответственность за нарушения права остановки и стоянки. Написано: "запрещается эвакуация транспортного средства. Нарушение правил парковки и стоянки". В то же время в главе 12, где прописаны меры обеспечения, предусмотрено задержание транспортного средства как раз за примерно аналогичное правонарушение. Если 12.36 предусматривает ответственность за снятие номерных знаков, то в статье 27.13, которая предусматривает запрещение эксплуатации транспортных средств, там предусмотрено снятие номерных знаков. То есть, вот такие внутренние противоречия, конечно, должны быть устранены. Это, в первую очередь для того, чтобы было однозначное понимание норм Кодекса. Ну а то, чтобы желалось что-то кроме этого внести, да, мы, конечно, хотели, чтобы была прописана норма установления ответственности за неисполнение обязанности по уплате штрафа. Возможно, нужно установить обязанность гражданина об уведомлении правоприменителя о том, что уплатил штраф или не уплатил, чтобы не возникло каких-то коллизий потом, когда мы будем вводить систему принудительного взыскания штрафа. И в целом, если проанализировать Кодекс, то в нем довольно-таки много таких недостатков. Я хочу сказать, что министерством юстиции на сегодняшний день уже практически подготовлен большой пакет документов, в котором с учетом анализа законодательства уже планируется на ближайшее время, наверное, после каникул Думы, внести эти предложения через правительство с тем, чтобы сделать соответствующие дополнения и изменения в этом законе.

ВЕДУЩАЯ: Вы сказали про штрафы. А сейчас, на данном этапе, это, может быть, в правильной форме еще не прописано. То есть, пока никак нельзя проконтролировать, заплатит водитель штраф или нет.

КУЗИН: К сожалению, да. Мы своим сотрудникам рекомендуем, чтобы, когда они выносят постановление о наказании, рекомендовали гражданину, как записано в законе, оплатить этот штраф в течение 30 дней, уведомить об этом орган, с тем, чтобы не возникла ситуация, когда мы не имея информации о том, что он уплатил штраф, вынуждены будем прибегать к принудительному взысканию штрафа. То есть, направлять соответствующее постановление по месту работы, жительства, учебы. Либо это вообще судебные приставы, когда судебный пристав придет, и срочно начнет описывать имущество. Чтобы не доводить до таких крайних ситуаций, рекомендовано гражданам, чтобы они все-таки уведомляли о том, что штраф оплачен.

ВЕДУЩАЯ: Это очень удобная форма, что неуплаченный штраф у водителя растет каждые 12 часов. Это в какой-то мере….

КУЗИН: Я примерно так и сказал, что когда ввести норму, либо систему пени, либо установление какой-то жесткой ответственности за невыполнение этих обязательств.

ВЕДУЩАЯ: Владимир Викторович, а можно ли уже говорить о каких-то результатах работы по новому Кодексу? Может быть, какие-то комментарии со стороны сотрудников ГИБДД, водителей, может быть, недовольство или наоборот. Как работается 11 дней по этому Кодексу?

КУЗИН: Конкретных выводов пока, к сожалению, мы сделать не можем. Мы действительно проводили такие проверки. Выезжали сотрудники Главка в Москве, Московской области с тем, чтобы посмотреть, как работают по новому Кодексу. К сожалению, пока сотрудники оказались не совсем готовы к работе нового Кодекса. То ли где-то еще недостаточно Кодекс изучен, то ли где-то определенная боязнь - как бы не оступиться и не сделать неправильный шаг. Поэтому количество составленных протоколов по правонарушениям резко сократилось. Это следует констатировать. Но, тем не менее, они, естественно, составляются. Большей частью молодые водители предупреждаются о дальнейшем привлечении к ответственности, поэтому пока на стадии становления, я думаю, что примерно где-то в течение месяца все образуется и встанет на круги своя.

ВЕДУЩАЯ: Но какие-то дела в суды пока еще не передавались?

КУЗИН: Я знаю, что у нас предусмотрено Кодексом передача дел в суды тогда, когда правоприменитель считает возможным лишить нарушителя права управления. Я знаю, что такие случаи уже были и, в частности, в Московской области. Материалы передавались в суд, по ним суд принимал решение, правда, не всегда именно в связи с лишением права управления. Были вынесены постановления и по вынесению штрафа, и даже возьмем такой случай, когда по одному из правонарушений, связанному с управлением транспортным средством в нетрезвом состоянии, был, к сожалению, вынесен штраф в 200 рублей, хотя норма Кодекса предусматривает от тысячи до двух тысяч. Но судья объяснил это тем, что да, действительно, в законе такая норма есть, что он может наложить взыскание ниже низшего предела. Что с каким-то объяснением, пока трудно разобраться, что там произошло на самом деле, во всяком случае, такие данные есть.

ВЕДУЩАЯ: А можно будет как-то улаживать ситуацию не дожидаясь рассмотрения дела в суде?

КУЗИН: Если только в рамках закона. Дело в том, что вот эти составы правонарушений их рассматривает как руководитель подразделения ГИБДД, так и суды. Но если мы рассматриваем, я имею в виду руководителя подразделения ГИБДД, то мы только можем наложить наказание в виде штрафа, но не лишения. Если считается, что гражданин действительно злостно нарушил и может в дальнейшем совершать правонарушения, то этот материал уже будет направляться в суд с тем, чтобы суд мог вынести лишение права управления.

ВЕДУЩАЯ: А кто сейчас считается злостным нарушителем?

КУЗИН: Такого понятия в законе нет. Мы считаем, что это лицо, которое грубо, систематически нарушает ПДД. Но, к сожалению, система как мера ответственности ушла, поэтому это только мы сможем сейчас зафиксировать путем создания информатизированной базы, в которой уже будет вестись учет, и там мы будем видеть, сколько гражданин Иванов в течение года совершил правонарушений.

ВЕДУЩАЯ: А такое понятие, как "штрафная" пластиковая карточка автомобилиста. Она будет или нет?

КУЗИН: Нет. От этой идеи мы уже фактически отказались. Это было связано с тем, чтобы не изымать водительского удостоверения, чтобы не лишать гражданина водительского удостоверения. В связи с тем, что и количество изъятия удостоверений резко сократилось, и закон исключил возможность обращения наличных денег между сотрудником ДПС и нарушителем, то, как таковая, необходимость пластиковой карточки отпала. Хотя есть различные предложения, в том числе использовать систему интернета для платежей, когда набирают номер телефона и снимают такую-то сумму на уплату штрафа, и все. Поэтому если это будет, то в общем-то облегчит жизнь и, естественно, того лица, которое уплачивает штраф, да и нам будет проще контролировать, действительно ли уплачен штраф или нет.

БЕЛГОРОД: Здравствуйте. У нас такой вопрос. Для нас данная тема актуальна - мы приграничный регион и, допустим, в течение месяца отрегулируется все, что касается составления протокола, взимания штрафов с наших граждан, россиян. А что делать с иностранными гражданами, которые здесь у нас частенько бывают, у нас рядом Харьков. Составлять на месте протокол на штраф, допустим, в размере 50 рублей, и чтобы получить эти 50 рублей как такового механизма нет. Что делается в этом направлении, какая помощь будет оказана нашим инспекторам в работе с иностранцами?

КУЗИН: Мы этот вопрос долго дискутировали тем более, что это беда не только Белгородской области, это и Брянская и Ростовская области, это Смоленская область. То есть те области, которые граничат со странами СНГ, в частности с Белоруссией и Россией. И, в общем-то, Кодекс, к сожалению, не регулирует вопросы перемещения через границу. К сожалению, не урегулировал эти вопросы. В нем говорится, что граждане иностранных государств несут ответственность за нарушение на общих основаниях. Поэтому к ним применяются те же самые санкции, те же самые меры пресечения, как и к нашим гражданам. Вопрос контроля по уплате штрафа на них, естественно, более остро стоит, это мы все прекрасно понимаем. В качестве рекомендации, как выйти из этого положения, наверное, надо работать с пограничниками, надо работать с таможенниками, предоставлять им соответствующую информацию по тем лицам, на которых наложены штрафы, с тем, чтобы они при пропуске через границу как в одну, так и в другую сторону, естественно, эти вопросы каким-то образом урегулировали.

ЖУРНАЛИСТ "Росбизнесконсалтинг": Владимир Викторович, буквально вчера состоялась пресс-конференция Российской ассоциации страховщиков, на которой они обсуждали обязательную ответственность страхования. В частности, они предлагают ввести некий европейский протокол, который не позволит не вызывать представителя Госавтоинспекции в случае мелких правонарушений. И также они предлагают ввести некую таблицу сводных данных по авариям, в зависимости от которой можно распределять вину участников, что позволит не передавать дела в суд. Как вы считаете, имеет ли это место быть? Причем подобные документы были направлены и в МВД и Минфин для согласования. Известна ли вам их судьба в настоящий момент, то есть рассматривается или какое-то решение принято принципиально и ваше личное мнение по поводу их?

КУЗИН: По вопросу автострахования, я имею в виду гражданской ответственности. Действительно, то, о чем вы сказали, этот вопрос прорабатывался еще на стадии подготовки закона к принятию и после его принятия. В Москве проходила та же конференция, которая как раз предложила так называемый европротокол. Когда участники ДТП, каждый возит бланки подобных протоколов и, если между ними не возникает никаких противоречий по поводу оценки случившегося, они соответственно составляют этот формализованный бланк, в котором они ставят свои подписи, и потом эти бланки сдают страховой компании. Компания же, исходя из определенных положений, устанавливает, кому надлежит выплатить и как выплатить. Если участники ДТП не находят взаимопонимания, то, соответственно, вызывается ДПС, которая, естественно, оформляет документ, оформляет в соответствии с ДТП. К сожалению, я не могу сказать по поводу предложений, о которых вы сказали, потому что в наше ведомство пока еще таких не приходило, но, тем не менее, поскольку мы о них знаем, я думаю, что в какой-то части они будут поддержаны. Тем более, не сегодняшний день на рынке автострахования, вы сами знаете, сложилась очень сложная ситуация, когда страховщики, мне трудно объяснить причины, но до 1 июля они не принимали никаких действий по норме Кодекса, и когда с 1 июля возник вопрос по установлению виновности за ДТП с материальным ущербом, то возникла большая коллизия, поскольку данной нормы в законе нет. Ответственность за ДТП с материальным ущербом исключена, то есть она фактически переведена в разряд гражданско-правовой ответственности. И, по сути, получается в рамках гражданского Кодекса не только вину, но и вопросы, связанные с возмещением ущерба, возлагаются на гражданский суд. А скорость уплаты страховок зависела раньше от справки, выданной подразделением ГИБДД. И поэтому сейчас они несколько в шоке, хотя, в общем-то, мы встречались и с представителями ряда страховых компаний, крупных страховых компаний. Нашли точки соприкосновения, подработали некоторые документы, которые, в общем-то, фактически всех устраивают в рамках действующего законодательства.

ЕКАТЕРИНБУРГ-ИМК: Добрый день. У нас в гостях журналист из газеты «Главный проспект» Константин Норминский. Владимир Викторович, по словами Владимира Федорова, во всяком случае я это слышал не раз, новый КоАП в большей степени ограничивает права инспекторов дорожного движения и в большей степени защищает права автолюбителей. На ваш взгляд, это правильное утверждение или не совсем? Это первый вопрос.

КУЗИН: Во-первых, это правильно, я с самого начала сказал, что Кодекс направлен в большей степени на защиту прав граждан. Действительно, некоторые права инспекторов ДПС ограничены этим законом. Но, и Владимир Александрович Федоров об этом говорил, и я еще повторю, что это было сделано по нашей инициативе. Эта инициатива была выдвинута в 99-м году в части ограничения случаев изъятия удостоверения. В части вопросов, связанных с получением наличных денег, с рядом других моментов, связанных с рассмотрением дел.

ЕКАТЕРИНБУРГ: Владимир Викторович, если можно, прямо на пальцах разъясните, пожалуйста, механизм работы инспектора в новых условиях действия Кодекса об административных правонарушениях. Вот пример: я нарушил Правила дорожного движения, остановлен инспектором ГАИ. Его действия?

КУЗИН: Инспектор представляется и объявляет вам то правонарушение, которое вы совершили. Если ответственность за правонарушение предусмотрена в размере не более 1МРОТ и если вы согласны с тем, что вы действительно совершили правонарушение, он говорит, что в отношении вас выносится постановление-квитанция, в которой указывает сумму штрафа. Это четко фиксированные штрафы - либо 50 рублей, либо 100. Если вы согласны с подобным разрешением конфликта, инспектор составляет постановление-квитанцию и вручает ее. Копия остается у инспектора. Вы в соответствии с этой квитанции в течение 30 дней должны оплатить тот штраф, который на вас наложен. Может возникнуть другая ситуация, когда-либо вы не согласны с мнением о правонарушении, либо когда сумма штрафа превышает 1 МРОТ. В этой ситуации инспектор ДПС составляет протокол об административном правонарушении. Если рассмотрение этого дела входит в компетенцию, он тут же выносит постановление о наложении на вас наказания в виде определенной суммы штрафа. Если рассмотрение этого дела не входит в его компетенцию, то протокол остается у инспектора, который будет передан соответственно руководителю подразделения, в компетенцию которого входит рассмотрение дела. Таким образом, будет происходить общение между сотрудником ДПС и правонарушителем.

ЕКАТЕРИНБУРГ: Сейчас за этим столом со мной должны были сидеть представители городской ГИБДД, теперь уже Госавтоинспекции, к сожалению, они не могли к этому часу подъехать, они как раз подводят итоги работы с новым Кодексом в том числе. Но то, что удалось узнать из общения по телефону, они пока не могут сказать точно, насколько эффективно личный состав использует свои знания, полученные в течение двух месяцев. Два месяца готовили сотрудников Госавтоинспекции у нас в городе для работы с новым Кодексом. И фактически руководство сегодня говорит о том, что личный состав не совсем готов к работе в новых условиях, и знаете, что меня больше всего поразило – не готов в большей степени, по словам руководителей ГИБДД, психологически. То есть, сотрудники ГИБДД оказались в некотором сомнении, может быть даже страхе от того, что они неправильно используют положение этого Кодекса, эти их требования будут опротестованы, их протоколы будут опротестованы, и в конце концов, получилось совсем наоборот – с новым Кодексом, на мой взгляд, мы как-то немножко перегнули палку в том плане, что, наверное, где-то на местах руководители ГИБДД слишком сильно что ли припугнули личный состав по поводу того, чтобы они слишком рьяно не нарушали права человека за рулем. Вот такое размышление. На ваш взгляд, есть в этом правда или нет?

КУЗИН: Во-первых, я у вас был в Екатеринбурге, если я не ошибаюсь, 25 мая проводили совещание по Уральскому и Приволжскому федеральным округам, на котором были собраны командиры строевых подразделений, в том числе по Свердловской области. Присутствовали практически все сотрудники, которые занимаются административной практикой. И каких-либо вопросов с их стороны не возникало. Всем все было понятно. Сложность в том, что, наверное, требования Кодекса не довели до низшего звена, то есть непосредственно до сотрудника ДПС. А сотрудник ДПС скорее всего, в силу определенных профессиональных познаний, может быть образовательного уровня, не смогли полностью оценить достоинства и недостатки этого Кодекса. И поэтому, как всегда у нас водится, перед всяким новым всегда возникает определенная боязнь, но это дело времени. И в течение месяца люди привыкнут к новому законодательству, и будут работать также как по старому, без всякой опаски и оглядки.

ЖУРНАЛИСТ (МОСКВА): Константин Норминский, газета «Главный проспект». Владимир Викторович, в чем все-таки принципиальное отличие нового законодательства от старого?

КУЗИН: Принципиальное отличие в том, что он учел реальность сегодняшнего дня. Это первое. Во-вторых, принципиальным вопросом является то, что он перенес норму с конституции - презумпцию невинности, где доказательство правонарушения лежит на правоприменителе. Гражданин не должен оправдываться. Это то, что четко разграничило правоприменительные полномочия в части как возбуждения дела административных правонарушений, так и их рассмотрения. Разграничены сферы деятельности конкретно правоприменителя. Кроме того, закон прописал достаточно ясно нормы, которые могут применяться при пресечении административных правонарушений, такие как административное задержания, доставление, досмотр транспортного средства, задержание транспортного средства, запрещение эксплуатации. Закон четко регламентирует порядок рассмотрения дел, порядок обжалования.

ЕКАТЕРИНБУРГ: Главный инспектор страны Владимир Федоров заявил не так давно о том, что ГАИ переходит полностью на офицерский состав. Остается ли в силе это решение? Это первый вопрос. И вопрос второй. Допустим, судя по Екатеринбургу, у нас по данным ГИБДД не хватает примерно трети личного состава, это с учетом рядового и сержантского. После перехода полностью на офицерский состав, ГАИ в силах будет справиться с теми обязанностями, которые на них возлагает новый административный Кодекс и милицейская служба?

КУЗИН: Предложение перейти на офицерский корпус поддержано, оно приветствуется. Здесь вопрос связан только с финансированием, поскольку служба ДПС у нас финансируется полностью за счет местного бюджета. И поэтому, если местные власти смогут обеспечить финансирование в полном объеме, то сокращения службы не произойдет. Если останется финансирование на прежнем уровне, то, соответственно, какое-то сокращение может произойти. А по поводу того, сможет ли офицерский корпус обеспечить выполнение закона, то это просто наша обязанность, вне зависимости того, будет у нас 90 тысяч людей или 275.

ВЕДУЩАЯ: Я знаю, что в новом Кодексе написано, что если штраф не превышает одну минимальную заработную плату, то его можно оплатить сразу.

КУЗИН: Я бы так сказал, что несколько не корректно прописана эта норма. Статья 28.6 Кодекса говорит о том, когда не составляется административный протокол. Еще раз повторю: административный протокол не составляется в том случае, когда нарушитель согласен с вменяемым правонарушением и согласен с той суммой штрафа, которая на него налагается. Поэтому в этой ситуации выписывается просто постановление-квитанция. Это общий принцип. Но далее там сказано, что в случае совершения правонарушения, предусмотренной главой 12, то есть те правонарушения, которые грубо нарушают дорожное движение, постановление на штраф не оформляется, а штраф налагается совсем в ином порядке. Штраф уплачивается через определенные кредитные организации. Вот и все. Исключен оборот наличных денег между инспектором и участником дорожного движения.

ВЕДУЩАЯ: Увеличение штрафных санкций будет способствовать уменьшению количества правонарушений?

КУЗИН: На самом деле все совсем по-другому. Дело в том, что по некоторым правонарушениям были подняты размеры штрафов, допустим, это такие грубые нарушения, как управление в нетрезвом состоянии. Если до 1 июля, было 10-12 МРОТ, то по новому Кодексу это 10-20. А по остальным нарушениям, повышения штрафа как такового не произошло. Если, допустим, был установлен предел от 3 до 5 МРОТ, то, в лучшем случае, в новом Кодексе сделали 4-5 МРОТ. Штрафы увеличены незначительно, а по некоторым правонарушениям даже снижены. По очень большому количеству составов введено такое наказание, как предупреждение.

ВЕДУЩАЯ: Мы затронули тему нетрезвого состояния. Изменилось ли что-то в этой норме?

КУЗИН: Да, здесь положение изменилось, потому что закон определил порядок медицинского освидетельствования. Порядок медицинского освидетельствования, оформление его результатов устанавливает правительство РФ. То есть это оценочная норма. К сожалению, следует констатировать, что на сегодняшний день такого постановления нет. Это пробел, который, к сожалению, неустраним. Поэтому сотрудники нашей службы действуют в силу прямой нормы закона. Если лицо находится в состоянии опьянения, может быть проведена тестовая проверка при помощи того же контроля трезвости, и в обязательном порядке направление на мед.освидетельствование. И когда есть заключение врача, только в этой ситуации составляется протокол административного правонарушения.

ВЕДУЩАЯ: Были противоречия в ходе подготовки Кодекса, связанные с правомерностью задержания автомобиля, и сохранились ли они сейчас?

КУЗИН: К сожалению, Кодекс принимался очень тяжело и сложно. Еще ни одного законодательного акта не было, чтобы принимался таким образом. Его чтение происходило с апреля по июль. В течение трех месяцев. Он принимался по главам. Каждая глава в отдельности. И поскольку в отношении главы 12-й было много нареканий, особенно со стороны прессы, ее вообще сняли с рассмотрения. Была принята 27-я глава, где говорится о задержании транспортного средства. Транспортное средство задерживается когда? Когда отсутствует документ на транспортное средство, либо водительское удостоверение, либо когда гражданин находится в состоянии опьянения, либо автомобиль с теми неисправностями, с которыми запрещено движение. В том числе за нарушение правил стоянки, когда это создает препятствие для движения других транспортных средств. Сплошь и рядом в Москве вы видите такие ситуации. Машину бросили посереди проезжей части и пошли в кафе. В результате огромнейшая пробка. Вот в этой ситуации было предусмотрено задержание транспортного средства. Способ задержания в законе не оговорен. Кстати, я оговорюсь, как раз порядок задержания должен был быть определен правительством РФ. Но после того, как все главы были приняты, начали принимать главы, которые были отложены. И с подачи депутата Похмелкина, который внос свои поправки, были приняты добавления к статье 12.19, которая регулирует вопросы парковки, где в прямой форме было написано: запрещается эвакуация за остановку и стоянку. И эти две нормы вошли между собой в противоречие. Правительство эти противоречия на тот период времени не видело. И после того, как президент подписал этот документ, буквально в конце апреля месяца, МВД направило в правительство проект закона о внесении соответствующих изменений. Когда правительство внесет их в Госдуму, я пока затрудняюсь сказать, но, наверное, все-таки в сентябре. Эти противоречия нужно устранить, иначе Кодекс, к сожалению, очень сложно будет применять в этой части.

ВЕДУЩАЯ: По поводу ремней безопасности. Это по-прежнему остается строгим требованием?

КУЗИН: Ремни никто не отменял. Требование к водителю и пассажирам быть пристегнутыми ремнем безопасности осталось. Соответствующие нормы есть в Кодексе, устанавливающие ответственность за управление транспортным средством без ремней безопасности. И в отношении мотоциклиста, управляющего без мотошлема, эти санкции остались.

ВЕДУЩАЯ: Сейчас изменилась норма вызова сотрудников ГИБДД на место ДТП. Это эксперимент? Или это сделано на законодательной основе?

КУЗИН: Во-первых, нормы выезда и не существовали никогда, как таковые. Они не были установлены. Но сейчас предложено ввести временные рамки на выезд сотрудника ГИБДД для оформления ДТП. В частности, для крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург - 20 минут. Для менее крупных - 15 минут. На федеральных трассах до 6-10 минут. Как это скажется в дальнейшем, посмотрим. Это покажет жизнь, покажет практика.

ВЕДУЩАЯ: А будет ли упрощена процедура регистрации автомобиля и прохождения техосмотра?

КУЗИН: Пока таких предположений не имеется. Постановление правительства, которое определяет порядок регистрации, правопорядок прохождения гостехосмотра, не изменялось, и предложений по изменению нет.

ВЕДУЩАЯ: Как будет проверяться, берет ли сотрудник ГИБДД взятку или нет?

КУЗИН: Раскрывать секреты работы некоторых служб, которые занимаются контролем деятельности сотрудников ДПС, я думаю, не стоит, это наше внутреннее дело. А то, что будет контролироваться – естественно. Все контролируется, это я вам гарантирую.

ВЕДУЩАЯ: Я знаю, что должен приступить к работе институт административного расследования. В этом и будет состоять его функция?

КУЗИН: Здесь речь идет о чем, что новый Кодекс ввел институт административного расследования. Речь-то идет совсем об ином. Административное расследование - это та процедура, которая необходима для установления виновности, либо конкретного состава правонарушения. Оно заключается только в том, что в этой ситуации нужно провести какие-то дополнительные исследования, провести экспертизы, назначить новое рассмотрение. Это проводится только в рамках законодательства.

ВЕДУЩАЯ: А какие теперь приоритеты деятельности ГИБДД? Недавно господин Грызлов отметил несколько новые приоритеты. Что имелось в виду?

КУЗИН: Обеспечение безопасного, беспрепятственного проезда транспортных средств, оказание помощи участникам дорожного движения с тем, чтобы сократить мелкие придирки, сократить количество протоколов, которые составляются совершенно необоснованно. По итогам за прошлый год у нас было 47 миллионов протоколов, за 2000 год доходило до 50 миллионов, то есть у нас фактически каждый взрослый гражданин по несколько раз привлекался к ответственности. И новые приоритеты направлены на то, чтобы отрегулировали этот процесс и определить направленность работы в рамках нового Кодекса.

ВЕДУЩАЯ: Какая статистика у нас сейчас ДТП по России и по Москве. Как, на ваш взгляд, можно наиболее эффективно бороться?

КУЗИН: К сожалению, по аварийности у нас стоит вопрос весьма остро. В этом году произошел значительный всплеск ДТП. ДТП, в которых люди пострадали, 16,5% - 72 737 случаев. При этом погибло 12 323 человека, и прирост составил 13%. Раненых оказалось 84 174 человека, и прирост составил 18,3%. Удручающие цифры. Но, тем не менее, меры предпринимаются. Немножко удалось стабилизировать ситуацию.

ВЕДУЩАЯ: Русской езде свойственно несоблюдение правил, неуважительное отношение к пешеходам. Это менталитет? Как-то можно на это влиять?

КУЗИН: Воспитание должно начинаться с момента рождения человека и проходить через всю жизнь. Он должен чтить правила дорожного движения, знать их, как «Отче наш». Ну, а если этого не происходит, то естественно, могут быть карательные меры, чтобы, как говорят, неповадно было. Но исходить надо из конкретной обстановки. На Западе, в Прибалтике, только кто-то вступил на пешеходный переход, все машины тут же останавливаются. У нас, к сожалению, это как-то не приживается. Наверное, кроме методов убеждения, надо бороться методами принуждения. Повышать меры ответственности за данное правонарушение.

ВЕДУЩАЯ: Что еще, на ваш взгляд, нужно было бы внести в законодательную базу?

КУЗИН: Нужно устранить те противоречия, которые есть в ныне действующем Кодексе. Это первое и основное, с тем, чтобы было проще и понятней по нему жить и работать. Это самое основное. Будет подготовлен пакет документов по результатам работы нового Кодекса, с целью привести закон в то русло, которое бы устраивало всех, в том числе государство.

БЕЛГОРОД: Вообще это то, что надо ехать для того, чтобы оплатить штраф, добавило сложности для водителей. придется платить, ехать усложнило для водителей. Пусть даже в течение месяца где-то там в сберкассе или в пунктах оплаты ГАИ, тратить свое время. Понятно, что надо исключить во взаимоотношениях водителя с инспектором, но, может быть, какой-то продумать механизм, какие-то кредитные карточки, талоны какие-то. Думают об этом сейчас при внесении поправок?

КУЗИН: Вы, видно, прослушали. Ведущая спросила будут ли внедряться какие-либо пластиковые карточки. Я ей сказал, что есть такая платежная система, которая предоставляет возможность оплаты штрафов через систему Интернет. Вполне возможно, что она будет прогрессировать, вполне возможно, ее могут предложить, может быть, другие какие-то системы, я не знаю, может быть, более прогрессивные. Просто я недавно читал в прессе про эту систему, которая на сегодняшний день актуальна. А вопрос, связанный с тем, чтобы исключить оборот денег между инспектором и участником дорожного движения, вы абсолютно обоснованно сказали, потому что это вопрос, связанный с проблемой дачи взятки, вымогательством взятки. И поэтому мы просто вынуждены были пойти на это, хотя и понимаем, что в какой-то степени где-то ущемляются права граждан.

ВЕДУЩАЯ: Я благодарю Владимира Викторовича за то, что он любезно согласился сегодня принять участие в нашей пресс-конференции. Мне хотелось бы вновь проанансировать завтрашнюю пресс-конференцию. Завтра, 12 июля, в 13 часов по московскому времени у нас пройдет пресс-конференция на тему «Государственное регулирование экономики» с заместителем председателя Комитета Совета Федераций по экономической политике, предпринимательства и собственности Виктором Добросоцким. А сегодняшняя трансляция вещания осуществлялась через систему спутниковой связи "Гелиоснет" компании "Вэб Медиа сервисэз". Спасибо. До свидания.